|
Культура и искусство / Музеи Саранска / Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.ЭрьзиЭкспозиция произведения народных мастеровСпустившись на первый этаж, зрители попадают в небольшой уютный зал, куда ведут резные двустворчатые двери, украшенные мордовским орнаментом. Здесь по соседству с творениями великого скульптора экспонируются произведения народных мастеров. Такая близость не случайна. В работах С.Д. Эрьзи воплотился творческий гений его народа. Он — единственный представитель мордовской национальности, получивший профессиональное образование до революции и снискавший себе мировую славу. В основном мордовский народ имел возможность творчески проявлять себя только в прикладных видах искусства, создавая уникальные произведения: домашнюю утварь, богато орнаментированную одежду, элементы деревянной домовой резьбы. Собранные в единую экспозицию, эти работы наглядно демонстрируют одаренность, вкус и самобытность таланта их создателей.
Экспозиция включает свыше 350 произведений. Ее открывает раздел археологии, в котором нашли свое отражение образцы ремесел, развиваемые древней мордвой. В пристенных витринах выставлены различные украшения, обнаруженные при раскопках Журавкинского — II, Старобадиковского и Шокшинского могильников, датируемых VI-XI веками. Украшения экспонируются в том порядке, как они надевались в древности. Височные кольца с бутыльчатыми подвесками являлись декором головного убора. На шее носили гривну, составляющую принадлежность как женской, так и мужской одежды, псевдопозолоченные бусы с прокладкой из синей фольги с монетовидными подвесками. На поясе находилась дисковидная бляха с крышечкой, а к краю одежды прикреплялись подвески-колокольчики.
В основе декоративного оформления древних украшений лежит несложный геометрический орнамент. В них без труда можно различить наиболее почитаемые мордовскими ювелирами образы животных: коня и водоплавающей птицы. Они отражают древние языческие культы. Так, шумящие подвески делались часто в форме утиных лапок. Выразительно изображение лошади в коньковой привеске: упругие линии, очерчивающие силуэт, сама техника, имитирующая скань, когда изображение выполнялось из тонких нитей металла, делали образ стремительным, динамичным. "Звериный стиль" имел широкое распространение у древних народов, но у мордвы он приобрел плавность и мягкость. Древние ювелиры владели разнообразными техниками обработки металла: ковкой, чеканкой, гравировкой, различными видами литья.
Рядом с предметами археологии представлена древняя керамика. Созданная без гончарного круга, она отличается простотой форм, незамысловатостью точечного и линейного орнамента.
Развитие ювелирного дела у мордвы со временем угасло. Наиболее развитыми видами искусства на протяжении нескольких столетий стали вышивка, ткачество, плетение из бисера, резьба по дереву. В витринах демонстрируются образцы праздничных костюмов, где доминирующую роль декора выполняла вышивка. Она использовалась, главным образом, для украшения различных деталей одежды: рубах, фартуков, верхней распашной одежды, головных уборов.
Эрзянская вышивка по своему характеру плотная, ковровая. Она выполнялась косым стежком и эрзянской звездочкой, маскировала передний шов рубахи, украшала подол, вырез горловины и рукава. Традиционные цветовые сочетания — красно-коричневый с черным или темно-синим.
В мокшанской вышивке использовались иные техники: счетная гладь, косой стежок, роспись, набор. Вышивка при этом получалась легкой, ажурной. Помимо подола и края рукавов, она располагалась тонкими продольными полосами вдоль всего полотнища рубахи спереди, сзади и по рукаву. Ее основная цветовая гамма, более сдержанная, основывалась, главным образом, на черном и темно-синем тонах.
Праздничный вид мордовскому костюму придавали многочисленные украшения: шейные, нагрудные, поясные, набедренные. В них широко использовались металлические бляхи, монеты, цепочки, раковины, бисер, шерстяные нити.
Одним из оригинальных украшений мордовских женщин являлся пулай (пулогай). Это набедренное украшение носили только эрзянки. В зависимости от места бытования, он имел различную форму: плоскую, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой. В двух небольших витринах представлены образцы ткачества мордвы: сложноузорные, многоцветные концы головных полотенец; отделка подола и рукавов распашной женской одежды — мушкас и рубахи (кафтонь-крда), ритуальные полотенца, пестрядь, станина, использовавшаяся при изготовлении женских фартуков, мужских рубах и штанов.
В экспозиции демонстрируются отдельные комплексы мордовской народной одежды нескольких локальных групп: восточной и северо-западной мордвы-эрзи, центральной и юго-западной мордвы-мокши, костюмы мордвы, проживающей на территории Самарской и Пензенской областей,
Основными деталями женского костюма мордвы-эрзи являются: белая холщовая рубаха туникообразного покроя (панар), верхняя распашная одежда (руця), фартук с вышивкой, высокий головной убор (панго), нагрудная брошь (сюлгамо), набедренные украшения (пулай, пулогай, пулокаркс).
Для мокшанского комплекса женской одежды характерна многослойность костюма, в который входило нечетное число холщовых рубах, подолы которых, приподнятые один над другим, демонстрировали вышивку. Помимо рубах, костюм составляли также жилетки, шейные, нагрудные украшения, разнообразные подвески к поясу, головные полотенца, платки, а также вязаные из шерсти наколенники, тканые обмотки для ног.
Значительная часть экспозиции посвящена резьбе по дереву, которая была широко распространена у мордвы, расселившейся в богатом лесами крае. Резьба украшала жилища, утварь. На стендах представлены фрагменты ставней, выполненные в технике глухой корабельной резьбы, донца прялок с более легкой геометрической резьбой.
Наибольший интерес представляют свадебные сундуки /пари/, собранные в эрзянских селах Нижегородской области. Пари выдалбливались из стволов вековых лип. Снизу вставлялось дно, а сверху парь закрывали круглой крышкой. В декоративном убранстве парей, помимо чисто геометрического орнамента, отчетливо читаются стилизованные изображения людей, орудий труда, украшений. В прошлом эти знаки выполняли роль оберега, символизировали пожелания добра и благополучия, отражали хозяйственную и трудовую деятельность мордвы.
|