|
Культура и искусство / Музеи Саранска / Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.ЭрьзиЭкспозиция советского и современного отечественного искусстваПосле осмотра залов русского искусства зрители вновь возвращаются в переходную галерею, соединяющую два здания музея. Здесь и далее, на антресолях, расположена экспозиция советского и современного отечественного искусства, которая начинается с показа коллекции скульптуры. Основу экспозиции составляют около 20 произведений 12 авторов, созданных современными ваятелями за три последние десятилетия XX века. Этот период был отмечен в скульптуре обновлением пластического языка, обогащением сюжетно-тематических решений, повышением интереса к индивидуальному миру современника, к более тонкой и многоплановой характеристике образа. Творчество народного художника СССР В.Е. Цигаля, заслуженного художника России A.M. Белашова, Т.М. Соколовой, Б.А. Свинина, Е.Н. Ротанова во многом определяет облик современной отечественной пластики. Экспозиция демонстрирует многообразие жанров, материалов скульптуры (дерево, мрамор, металл), различие творческих индивидуальностей.
Образ скульптора О.Н. Комова (1932-1994), созданный В. Цигалем, увлекает мощью творческих импульсов, чему способствует сильная, энергичная лепка, беспокойно живописные мазки, редкие контрасты света и тени.
Опыт мастеров прошлого особенно отчетливо просматривается в работах талантливых скульпторов Санкт-Петербурга Е.Н. Ротанова и Б.А. Свинина. Красота обнаженного тела для Ротанова связана, прежде всего с полнотой жизненных сил, а сила, уверенность, внутренняя мощь человека, по его мнению, состоит в неразрывной связи, спаянности с землей. Эта мысль находит яркое подтверждение в работах мастера "Аллегория", "Кариатида" (1981).
Большая духовная наполненность образа, созвучная мироощущению современного человека, отличает произведения мелкой пластики. Весна человеческой жизни, гармония физического и душевного состояний — основная мысль композиции Б.А. Свинина "Юные боги" (1979-1982). Пять юношеских фигурок (Виночерпий, Амур, Аполлон, Земледелец, Вакх) красиво соединены ритмом движений и жестов.
Анималистический жанр представлен в экспозиции работой A.M. Белашова "Калан" (1976), Ей присущи лаконичность, декоративность формы, которые делают это произведение одинаково уместным и в выставочном зале, и на открытом воздухе.
Дерево — излюбленный материал в творчестве Т.М. Соколовой. Контрастом выпуклостей и срезов, естественного тона дерева и авторской росписи скульптору удалось передать внутреннюю динамику образа при кажущейся внешней статике в произведении "Лежащая" (1985).
Жанр исторического портрета представлен работой московского скульптора В.Б. Шелова "Емельян Пугачев" (1973). Материал, техника исполнения (чеканные, рубленые формы) прекрасно работают на образ, отсылая наше воображение к народной деревянной скульптуре.
Экспозиция произведений современного отечественного искусства свидетельствует о том, что современные ваятели стремятся сделать этот вид искусства важнейшим и необходимым элементом духовной жизни людей.
Разделы отечественной живописи и графики являются самыми подвижными в экспозиции. Их состав постоянно меняется в соответствии с духом времени и благодаря новым приобретениям музея. Несмотря на это, экспозиция советской и современной отечественной живописи неизменно состоит из двух частей. В одной из них экспонируются произведения ведущих мастеров Российской Федерации; в другой ее части представлены работы художников соседних с Мордовией автономных республик Поволжья и Приуралья, Это ярко характеризует многонациональный характер отечественного изобразительного искусства и отражает направленность комплектования музеем собрания данного отдела.
Искусство 1920-х годов представлено в экспозиции произведениями художников, входивших в объединение "Бубновый валет" и членов АХРР (Ассоциации художников революционной России): А. И. Кравченко, А. В. Куприна, Ф.А. Модорова, Г.Г. Ряжского. Необычайно созвучен по своему бодрому, оптимистическому настроению эпохе 1920-х годов "Натюрморт в Архангельском" (1922- 1923), исполненный А.И. Кравченко (1889-1940). Красочная щедрость колорита утверждает радость и полноту жизни. "Весомая, грубая, зримая" живопись полотна "Обнаженная натурщица на фоне азиатского ковра" (1918) А.В. Куприна (1880-1960) дает яркое представление об особенностях живописного мастерства художников "Бубнового валета", об их поисках жизнеутверждающего идеала, их глубокой приверженности натуре и стремлении говорить о ней ярко, увлекательно.
В становление поэтического жанра 1930-х годов свой вклад внес А.Ф. Пахомов (1900-1973), член-учредитель общества "Круг художников". В полотне "Авиамоделистка" (1935), являющемся этюдом к картине "СМ Киров у авиамоделистов", художник свежо и непосредственно передал чистоту и обаяние детства. Произведение наполнено счастьем, безмятежной мирной тишиной.
Радость творчества, радость живого общения с природой звучит в картине А.А. Осмеркина (1892-1953) "Кладезная Троице-Сергиевой лавры" (1944). Подлинным документом тяжелых военных лет является натюрморт А.И. Русакова (1898-1952) "Блокада. Букет в синем кувшине", написанный в Ленинграде в 1942 году. Здесь нет атрибутов войны, но как много говорят глубокие аккорды синего цвета, темный, почти черный силуэт глиняной игрушки и сам блокадный букет, неяркий, звучащий как символ духовной стойкости ленинградцев, их веры в жизнь.
Живопись послевоенного времени отличается разнообразием жанров, среди которых большое место занимают изображения природы. Развитие традиций русского реалистического пейзажа прослеживается в полотнах Н.М. Ромадина "Гладкий лог" (1972), A.M. Грицая "Ранний снег. Поздняя осень" (1960). Они передают в своих произведениях непреходящее очарование русской природы, помогают постичь ее красоту. Советская живопись 1960 — 1980-х годов представлена в экспозиции произведениями народных художников РСФСР Э.Г. Браговского, В.И. Иванова, И.П. Обросова, П.П. Оссовского, И.В. Шевандроновой, заслуженного художника РСФСР А.А. Тутунова, живописца В.Е. Попкова. Они дают наглядное представление о наиболее ярких тенденциях развития живописи современной России в диапазоне среднего поколения мастеров кисти, чье творческое лицо формировалось в общей атмосфере новых исканий в советском искусстве на рубеже 1950 — 1960-х годов.
Стилистика живописи "сурового стиля" с ее главным героем-тружеником, с лаконизмом "малоцветного" языка, графичностью рисунка, конструктивной четкостью композиции ярко прослеживается в работах В.Е. Попкова (1932- 1974) "Бригада отдыхает" /эскиз картины/ (1965) и П.П, Оссовского "Велосипедисты" (1959). "Заветной" темой творчества И.П. Обросова является жизнь русской деревни. В своих полотнах: "Натюрморт с пряжей" (1974), "Земля Тверская" (1980), "Деревня Слепцово. К вечеру" (1987) он ставит перед зрителем сложные нравственные проблемы, мучительно переживая гибель деревни.
Вторая часть экспозиции наглядно демонстрирует успехи художников различных национальностей России. За последние годы заметно выросло их профессиональное мастерство, выдвинулось много ярких, самобытных талантов. Одним из интереснейших живописцев Республики Татарстан является И.К. Зарипов. В своем творчестве он разрабатывает сельскую тему — "Байрам" /"Праздник"/ (1981). Его яркая декоративная живопись идет от ритмики и колорита национального татарского искусства.
Творчество мастеров кисти Удмуртии представлено полотном А.П. Холмогорова (1925-1987) Тереева Катя из Старой Статьи" (1975). Образу матери присуща душевная мягкость, скромность, доброжелательность, трактуемые художником как характерные черты удмуртского народа.
Среди мастеров автономных республик заметную группу составляют пейзажисты Башкортостана. В полотнах Б.Ф. Домашникова, А.Д. Бурзянцева перед нами предстает природа Урала. Художники создали яркие, возвышенные образы родного края, исполненные романтической взволнованности "Осень. Сентябрь" (1967), "Золотые склоны" (1962).
Один из ведущих марийских художников Б.С. Пушков находит темы для своих произведений в национальном фольклоре, сказках и преданиях в современной жизни марийцев (триптих "Песня", 1970). Художественный язык произведения мастера определила красочная гамма марийских национальных вышивок, благородство ее локальных цветовых пятен.
Природа и люди Чувашии являются главными героями полотен Н.В. Овчинникова "Молодая Чувашка" (1970) и Н.Г. Кумбирова "Кордон Медвежий" (1979).
Периодически в экспозиции музея экспонируются произведения советских и современных отечественных графиков. Среди авторов имена народных художников СССР Н.Н. Жукова, В.И. Касияна, Е.А. Кибрика, А.Ф. Пахомова, народных художников РСФСР И.В. Голицына, Г.Ф. Захарова, В.В. Лебедева, Г.Г. Нисского, произведения выдающихся графиков М.А. Волошина, А.И. Кравченко, самобытных мастеров бывших союзных республик и автономных областей. В своих произведениях эти мастера раскрывают красоту родной земли, поэзию вдохновенного труда, выражают свою огромную любовь к человеку. В экспозиции показаны практически все техники графики: рисунок и акварель, пастель и линогравюра, офорт и ксилография, литография, резцовая гравюра, гуашь.
Искусство 1920 — 1930-х годов представлено работами М.А. Волошина, А.И. Кравченко, Б.М. Кустодиева, А.В. Лентулова, А.Ф. Пахомова.
А.И. Кравченко, наряду с В. А. Фаворским, является одним из родоначальников советской ксилографии. В листе "Арка плотины" из серии "Днепрострой" (1931) художник передал мощь, героику строительства начала 1930-х годов. Его произведение звучит как гимн труду, человеческому разуму. В линогравюре "Купальщица" (1926) Б.М. Кустодиева (1878-1927), исполненной силы и жизненной энергии, звучащей поистине монументально, автор славит жизнь, вселяет веру в нее и радость.
"Художником солнца" назвали А.В. Лентулова (1882-1943), одного из членов объединения "Бубновый валет". Используя смелый прием декоративной живописи, в акварели "Скала на Волге" он создает убедительный образ могучей русской реки.
В истории акварельного пейзажа заметный след оставил М.А. Волошин (1878-1932), известный мастер кисти и поэт. Его акварели — это, по сути дела, запечатленные в цвете стихотворения ("Беспокойные воды залива и громады твоих облаков...", 1925),
В 1930-х годах раскрылось яркое дарование А.Ф. Пахомова, творчество которого в основном посвящено детям, В листах "Линейка в Артеке" (1933), "Мальчик с противогазом" (1939), созданных с большим душевным теплом, утверждается значение нравственной позиции маленького человека.
Публицистическая заостренность, политическая широта характерна для советской графики периода Великой Отечественной войны. Летописью блокадного Ленинграда стали листы А.Ф. Пахомова "На Неву за водой" (1942) и В.М. Конашевича "Блокадный Ленинград" (1943), в которых на фоне поседелого, но прекрасного в своей суровой, грозной твердости города запечатлены образы людей бесконечно усталых, но продолжающих жить и сопротивляться. Властная сила жизни ощутима и в произведении Б.М. Йеменского "Батя", созданном в 1943 году. Бывалый солдат, работяга, тот, кто вынес на своих плечах все тяготы войны и выстоял, герой Неменского конкретен и типичен одновременно.
Конец 1950 — начало 1960-х годов в советской графике ознаменован развитием станковой гравюры, это был поистине период эстампного бума. Большое распространение, наряду с линогравюрой получают офорт и литография.
В технике линогравюры исполнен портрет "В.А. Фаворский за работой" (1962) И.В. Голицыным. Художник пытается раскрыть тайны творчества, воссоздавая рабочую атмосферу мастера, простую и строгую, где все дышит сосредоточенностью, говорит об упорном труде. Мастерское владение техникой линогравюры, умение смотреть на мир глазами первооткрывателя демонстрирует в листе "Завтрак" (1962) Г.Ф. Захаров. С большой любовью он изображает то, что бесконечно дорого: уют домашнего очага, привычную обстановку комнаты, фигуры жены и ' дочери, возводя этот бесхитростный мотив в ранг подлинной поэзии.
Тематический круг графических произведений 1960 — 1980-х годов, представленных в экспозиции, более широк. Графике этого периода присуще стремление к поэтическому обобщению, постижению глубокой сущности повседневных явлений жизни. Этот этап отмечен большими достижениями графического искусства союзных и автономных республик, стремлением национальных школ к самовыражению самобытности.
В творчестве В.И. Касияна (1896-1976) стало программным произведение "Тарас Шевченко" (1960), выполненное в технике черно-белой линогравюры. Образ великого украинского поэта исполнен мудрости, воли и большой внутренней силы.
Признанным мастером станковой графики Республики Саха является А.П. Мунхалов. Глубокой, искренней любовью к родному народу, его труду, быту наполнен лист "Счастье" (1969), в котором художник славит свою республику, радость мирной жизни и счастье материнства.
В разделе книжной графики можно увидеть произведения A. Кибрика, К. И. Рудакова и А.Н. Самохвалова. Их работам свойственны большая сила художественной правды, глубокое проникновение в мир отечественной и зарубежной литературы. Ярким и значительным явлением искусства временной ксилографии представляется творчество Г.Н. Бурма-1иной (иллюстрации к книге В.А. Астафьева "Царь-рыба", 1981) и М.С. Майофиса (иллюстрации к книге Э. Распэ "Приключения барона Мюнхаузена", 1980).
Более подробно представлено творчество художников Мордовии. Это самая значительная часть коллекции нашего музея, поскольку его сотрудники своими главными задачами ставят собирание, изучение и популяризацию произведений мастеров своей республики.
|