Культура и искусство / Музеи Саранска / Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.ЭрьзиОтдел профессионального изобразительного искусства МордовииДве лестницы ведут с антресолей в большой нижний зал, площадь которого занимает отдел профессионального изобразительного искусства Мордовии. Одно из центральных мест в нем отведено творчеству заслуженного деятеля искусств РСФСР и МАССР, народного художника Мордовии Федота Васильевича Сычкова.
Искусство Сычкова посвящено жизни и быту русской и мордовской деревни. Жизнерадостное, искрящееся молодостью и задором, творчество художника, героями которого были его земляки, является своеобразной летописью жизни родного края. Экспозицию открывает картина "Праздничный день. Подруги. Зима" (1941), в которой наиболее ярко сконцентрировались самые характерные черты его творчества.
Ф.В. Сычков родился в селе Кочелаеве Наровчатского уезда Пензенской губернии /ныне Ковылкинский район Республики Мордовия/ в бедной крестьянской семье.
Ряд работ представленных в экспозиции: "Девушка-итальянка", "Капри" (1908), "Раскопки Помпеи. Колоннада" (1910) выполнены автором под впечатлением поездки за границу, предпринятой с целью совершенствования мастерства.
Глубокой болью за судьбу народа, его бесправие и забитость пронизано полотно "Христославы" (1910). В экспозиции представлено авторское повторение этой работы 1935 года. Сдержанность почти монохромной цветовой гаммы усиливает впечатление безысходности существования русской деревни. Однако эта картина, выдержанная в традициях критического реализма, — исключение в творчестве Сычкова, по натуре оптимиста и жизнелюба, стремившеюся в своих произведениях выманить светлое, здоровое начало в патриархальном укладе крестьянской жизни.
Красочная стихия полнокровного народного бытия нашла яркое выражение в картине "Трудный переход" (1912), наполненный мягким юмором и добротой. За это произведение автор был удостоен поощрительной премии на Международной выставке в Риме. Одна из самых любимых тем в творчестве живописца — тема народных гуляний, зимних забав молодежи. Картины "С гор" (1910) и "Катание с гор" (1937), созданные в разное время, объединены мелодией ликующей радости, наполнены свежестью и движением.
Октябрьскую революцию Ф.В. Сычков встретил уже сложившимся художником, признанным мастером. Не сразу сумел он найти сюжеты, которые прямо отражали бы новую советскую действительность, и развивал тематику, определившуюся в его творчестве еще в предреволюционные годы. Размеренный жизненный уклад русской деревни с ее вековыми традициями показывает живописец в картине "Молодая. Новобрачная в деревне" (1925).
Картина "У изгороди. Зима" (1931) — одна из самых характерных работ живописца портретного жанра. Художник любил изображать своих героев на фоне природы, придавая портретам бытовую окраску.
С середины 1930-х годов начинается новый период в творчестве Ф.В. Сычкова. Такие произведения, как "Колхозный базар" и "Выходной день в колхозе" (1936), рассказывают о коренных изменениях, которые произошли в деревне.
На протяжении всего творческого пути художник писал натюрморты. Полотно "Помидоры" (1948) во всей полноте передает оригинальность авторского метода при создании большинства произведений этого жанра, над которым он, как правило, работал на пленэре.
Талант художника долго оставался неподвластным годам и не утратил основных присущих всему его творчеству качеств — ощущения радости и полноты жизни, о чем свидетельствует одно из последних произведений живописца — картина "Эрзянка" (1952), завершающая экспозицию.
В торжественно-приподнятом ключе рассказывает автор об исторической встрече двух прославленных героев Отечества во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Уделяя главное внимание их образам, передаче портретного сходства, живописец не забывает и о деталях, дающих почувствовать аромат эпохи, с большим мастерством пишет морской пейзаж.
Ведущее место в творчестве В.Д. Илюхина занимает портрет. Любимые образы художника — сельские труженицы: "Девушка-доярка" (1955), "Молодая доярка Аня Пиксина" (1973), "Доярка Е.А. Криворотова" (1976). Они повествуют о красоте, силе и достоинстве человека труда.
Разнообразием композиционных решений, стремлением раскрыть духовный мир человека отличаются портреты заслуженного деятеля искусств МАССР Е.А. Ноздрина (1920-1997). Им создана галерея портретов представителей творческой интеллигенции республики: писателей, ученых, художников, артистов /"Народный художник МАССР Ф.В. Сычков", 1957, "Композитор Л.И. Воинов", 1963, "Лектор народного университета культуры А.В. Мамонтова", 1964/. Характерной особенностью полотен Ноздрина является то, что он изображает своих героев в привычной для них обстановке и добивается яркой характеристики образа не только с помощью выражения лица, позы, жеста, но и мира вещей.
На 1950-е годы приходится начало творческой биографии одного из ведущих пейзажистов республики А.А. Мухина (1919-1994). Лирические полотна художника, написанные в традициях русского реалистического пейзажа, такие, как "Весна. Первый выгон" (1957), 'Последний снег" (1978), изображают пробуждающуюся природу, иную и задумчивую.
Пейзаж "Светлые ночи Тарханова" (1993) — поэтическая элегия о весенней ночи полнолуния. Село преобразилось в пору светлых сумерек под таинственным лунным светом. Голубая вечерняя дымка скрадывает очертания домов, деревьев, зачарованная тишина спустилась на землю. Но от тепла и уюта деревенских изб, от старых вещей, вынутых из кладовки, возникает чувство прочности основ народной жизни, деревня воспринимается как часть огромного живого мира, всего мироздания.
Иным, драматическим, настроением проникнуто полотно "Черный день" (1991). На первом плане изображен деревенский огород со вскопанной землей, окруженный серым покосившимся' забором.
Хрестоматийной стала картина художника "Беление холстов" (1967), мажорная живопись которой славит жизнь.
Чувством кровной связи человека с землей, уважением к крестьянскому труду проникнуто полотно "Шокшанские косари" (1967). Характерное для Беднова экспрессивное письмо открывает зрителю взволнованную душу автора, которому дорого все то, что он изображает. В этой же манере написаны его лирические пейзажи и натюрморты.
Мажорным радостным восприятием жизни отличается и творчество А.А. Жидкова. В картине "Весна" (1971) он по-своему трактует тему счастья и радости бытия. Четкие контуры, плотность, локальность цвета сообщают работе подчеркнуто декоративный характер.
Особое пристрастие питает художник к жанру натюрморта, находя и выявляя в повседневных, заурядных вещах красоту и привлекательность /"Натюрморт с граммофоном", 1969/.
Страстным и смелым искателем современных образов и форм вошел в мордовское искусство А.А. Мисюра (1932-1979), Его работы, внешне связанные с ведущим направлением советского искусства того времени "суровым стилем", отличаются глубиной и эмоциональным разнообразием образов.
Одно из самых трагических произведений Мисюры "Автопортрет с ходиками" (1973) представляет образ художника — личности незаурядной, мужественной, стоящей перед лицом времени, испытаний, судьбы.
1970 — 1980-е годы — новый этап в искусстве Мордовии. Известные ныне мастера: народный художник Республики Мордовия И.И. Сиделыников, заслуженный деятель Республики Мордовия Н.П. Рожков, заслуженные художники Мордовии В.Ф. Якутров, А.П. и В.П. Шадрины, В.И. Петряшов, художники В.И. Кабанов, В.Ф. Макаров, Г.Г. Степан — успешно продолжили и развили традиции, заложенные предшествующим поколением живописцев. Вместе с тем в их творчестве появляются новые темы, идут поиски новых пластических приемов для их раскрытия. Сложная ассоциативность, тонкая духовность присутствуют в картине Г.Г. Стэпан "Вечер. Мокшанские луга" (1976). Созданные художницей образы мордовок, исполненные плавно-медлительной пластики и светлой грусти, перекликаются с героями произведений мастеров Высокого Возрождения.
События первой пролетарской революции на территории Мордовии нашли отражение в полотне И.И. Сиделыникова "Рузаевка. Декабрь 1905 года" (1970). В образе рабочего-оратора, стоящего на тендере паровоза, художник воплотил несгибаемое мужество и героизм рузаевских железнодорожников, создавших на своей станции рабочую республику. Стойким борцам за Советскую власть посвящает свое полотно "Продкомиссар Анна Лусс" 1976) живописец В.Ф. Макаров.
Собирательный образ современного Саранска, в котором слилось воедино его настоящее и будущее, создан в полотне В.Ф. Якутрова "Улица Коммунистическая" (1980). Поэтическое восприятие города, любование его уютными дворами, где идет своя, наполненная звонкими ребячьими голосами, интенсивная жизнь, присутствуют в работе В.И. Кабанова "Зимний день" (1977).
Завершает экспозицию творчество художников последних десятилетий XX века. Здесь представлены авторы нового поколения, их творчество исключительно разнообразно по стилям, субъективно и часто близко к традициям различных течений модернизма.
Памяти Казимира Малевича, великого художника-авангардиста, посвятил оригинальный триптих С.Ф. Короткое. Но если для Малевича "Черный квадрат" был средством избавления "от балласта реалистической формы", то Короткое связал его со своей любимой темой жизни света. Его "квадраты" активны и полны живой энергии, они пульсируют, излучают свет, напоминая естественное освещение в различное время суток — утром, днем и вечером.
В 1950-60-х годах он впервые стал работать в таких сложных техниках, как офорт и резцовая гравюра, разнообразя их введением цвета, создавая в результате тонкие и изысканные работы. В состав экспозиции вошли два офорта художника — "Письмо" (1960) и "Вечер на полевом стане" (1958). Важное значение творческих поисков М. Шанина заключается в том, что он одним из первых в местной графике обратился к национальной теме, сделав людей Мордовии и ее природу главными героями своих произведений.
Эту же тему последовательно разрабатывает в своем творчестве и другой ведущий график республики, заслуженный деятель искусств МАССР Л.С. Шанина-Трембачевская. В экспозицию включены произведения, характеризующие их автора как настоящего мастера акварели и эстампа: "Обед в поле" (1965), "Базар в Темникове" (1962) и "Цветы на окне" (1977).
Творчество народного художника Республики Мордовия А.И. Коровина имеет определяющее значение для развития графики в республике. Его разностороннее дарование внесло вклад в сокровищницу национального искусства. Важное место в его творчестве занимает искренний интерес художника к историческому прошлому, нашедший отражение в сериях офортов и линогравюр, посвященных Саранску (серия "Старый Саранск", 1969), а также — мифологии мордвы (серия "Легенды мордвы", 1981).
В 1960-70-х годах в советском искусстве одной из основных стала тема производства, воспевающая социалистический труд и его героев. В мордовском искусстве она нашла отражение в серии рисунков В.Ф. Якутрова "На Алексеевском цемзаводе" (1986), один из листов которой — "В цехе" — включен в состав настоящей экспозиции.
Небольшой раздел книжной иллюстрации демонстрирует лучшие достижения настоящего вида искусства. Ведущим мастером в этой области является А.И. Коровин, чья многолетняя деятельность была тесно связана с Мордовским книжным издательством. В экспозиции МРМИИ представлена серия иллюстраций к книге Карела Чапека "Похождения бравого солдата Швейка" (1982),
Плодотворное творческое содружество отличает художников Л.В. Попова и В.А. Смирнова. Оно ярко отражено в работе над иллюстрациями к книге "Мордовские народные сказки" (1984), для которых характерна оригинальность художественных трактовок образов, теплый юмор, красочная цветовая гамма, прекрасное владение сложной техникой акварели в сочетании с проработкой деталей гуашью,
В экспозицию живописи и графики мордовского искусства органично входит скульптура. Не отличаясь большим количеством имен| и стилистическим разнообразием, она все же дает определенное представление об основных этапах становления и эволюции этого вида искусства в крае.
Связь с традицией мордовских резчиков по дереву демонстрирует в своих композициях скульптор Г.М. Филатов. Его работы "Мария" (1985) и "Российский кузнец" (1984) в настоящее время входят в число лучших произведений изобразительного искусства республики.
Тематическое и жанровое разнообразие отличает творчество заслуженного художника Республики Мордовия Н.М. Филатова. В экспозицию включены его работы "Молодой механизатор" (1984), "Поэт и осень" (1992), "Художник Н. Макушкин" (1987), "Христос" (1996).
Жанровые композиции в мордовской скульптуре также разрабатываются В.М. Потаповым ("Художники", 1985) и Е.М. Шалаевой ("Весна", 1989 и "Моя подруга", 1980).
|