Наука и образование / ВУЗы Саранска

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева


адрес 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, 11а,
телефон (8342) 32-19-25, 33-13-36
телефон (8342) 32-20-43

Важнейшим событием в культурной жизни Мордовии явилось открытие в 1931 г. высшего учебного заведения — Мордовского агропедагогического института.

С 1962 г. открывается новая страница в истории педагогического образования республики — решением правительства вновь открывается педагогический институт. В 1972 году институту было присвоено имя Макара Евсевьевича Евсевьева.

В настоящее время институт — многопрофильный. На дневном отделении он имеет следующие факультеты: Физико-математический, биолого-химический, филологический, иностранных языков, физической культуры, педагогический, дошкольного воспитания, коррекционной педагогики, историческое отделение.

В институте обучается более 5 тысяч студентов. Подготовку учителей ведут 400 преподавателей. На 31 кафедре работают 11 профессоров, 125 кандидатов наук, доцентов.

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ


web http://www.pedagogika-mgpi.com

Свою историю кафедра педагогики ведет с 19 июля 1962 года. В то время первым заведующим кафедрой педагогики и психологии был к.п.н. Кустков Сергей Иванович. Как первооткрывателю Сергею Ивановичу приходилось заниматься становлением кафедры: определить профессиональные задачи, формировать кадровый состав, проявлять заботу об обеспечении учебно-методической и учебной литературой, техническими средствами для обучения и др. В первом составе кафедры были Сергей Иванович Кустков, Мария Григорьевна Кузьмина, А.А. Игонин (психолог), Маргарита Васильевна Крылова, Александр Гаврилович Барнашов, Екатерина Зиновьевна Новоселова (гигиенист), Маргарита Федоровна Карпова - заведующая практикой, одновременно работавшая ассистентом кафедры, С.И. Высоцкая.

С 1964 до 1967 года кафедру возглавлял Иван Леонтьевич Наумченко, кандидат педагогических наук, доцент. В этот период создается Педагогическое общество им. А.С. Макаренко, кафедра является организатором различных клубов в школах, создается педагогический отряд <Дзержинец>.

В 1968 году заведующим кафедрой становится Ефим Григорьевич Осовский, который начинает работу над формированием стабильного состава кафедры.

В это время появляются аспиранты (А.В. Листенева, Э.Р. Рахманов, Н.Н. Камалетдинов, Т.Г. Тимошина.), начинают защищаться диссертации (М.Г. Кузьмина, М.В. Крылова, М.Ф. Кирдяшова). Важным был приход из аспирантуры <со стороны> Л.И. Яковлевой, Г.М. Храмовой, М.Б. Прусаковой, Т.Д. Андроновой, Р.П. Лаптиевой, Е.И. Горбачевой - они в эти годы составили ядро кафедры. Кафедра начинает пополняться выпускниками института, учителями (Н.И. Еналеева, Л.В. Кудаева, И.Х. Пикалов).

Значительное внимание отводится организационно-методической деятельности: созданию учебно-методических комплексов, выработке новых подходов к организации педагогической практики, проведению инструктивно-методических сборов по подготовке вожатых для детских оздоровительных лагерей и формированию движения студенческих педагогических отрядов. Благодаря деятельности студенческих педагогических отрядов кафедра хорошо узнала и увидела возможности Т.В. Татьяниной, С.В. Кутняк и др.

По инициативе Е.Г. Осовского, по его проектам и разработкам в учебные планы всех факультетов института были введены восьми часовые практикумы по подготовке студентов к работе с детьми и подростками в летний период, в качестве пионерских вожатых, воспитателей, плавруков, физруков, старших пионерских вожатых. Завершающим звеном в системе профессиональной подготовки к работе в загородных пионерских лагерях были инструктивные лагеря на базе туристической базы г. Саранска <Зеленая роща>.

В этот период кафедра по поручению Министерства образования проводила Всероссийские Туры Всесоюзных олимпиад по педагогике. Благодаря им накапливался опыт, расширялись связи с другими вузами страны. Была создана уникальная и известная по всей России технология организации и проведения педагогической олимпиады, которая успешно применяется и сегодня.

Благодаря инициативе Е.Г. Осовского на факультете иностранных языков был организован социально-педагогический эксперимент. В реализации данного замысла важную роль сыграла Ю.В. Варданян. Благодаря научному эксперименту появилась новая специальность <Иностранный язык и педагогика>. Многие студенты института выезжали во Всероссийские и Всесоюзные детские оздоровительные центры <Орленок> и <Артек> в качестве вожатых.

Заметное место в деятельности Е.Г. Осовского занимает инициатива по созданию музея М.Е. Евсевьева в Мордовском государственном педагогическом институте. Ученики и единомышленники Ефима Григорьевича: Н. Г. Юрченкова (Беспалова), С.В.Грачев, И.А. Зеткина и другие - собирали, обобщали, систематизировали материалы, оформляли их экспозиционно, постоянно вели поиск новых материалов. Сегодня музей М.Е. Евсевьева многофункционален, но ведущей остается функция по воспитанию у студентов чувства <мы - евсевьевцы>, гордости за свой вуз, профессиональной направленности личности будущих педагогов-учителей, педагогов-воспитателей.

В 1988 году кафедра педагогики становится самостоятельным подразделением, а 1991 году при кафедре открывается аспирантура. В 1993 году кафедра делится на два самостоятельных подразделения: кафедра общей педагогики и научных основ образования. Каждая из кафедр приобрела свои особенности и по целям, и по содержанию работы. Кафедра общей педагогики сосредоточилась на чтении основных общепедагогических курсов, научных основ образования - на разработке историко-педагогических курсов и подготовке научной смены. В 1997 году по инициативе Е.Г. Осовского при кафедре открывается докторантура. Аспирантура и докторантура принимают соискателей для обучения по трем научным специальностям (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика профессионального образования, теория и методика воспитания). Через аспирантуру и докторантуру при кафедре прошло большое количество аспирантов, докторантов, научных сотрудников, соискателей. Под руководством Е.Г. Осовского было защищено около 40 кандидатских и докторских диссертаций.

Научный потенциал, накопленный под руководством Е.Г. Осовского за время существования кафедры, нашел <выход> в деятельности научной школы. Его научная школа многонаправленна в разработке актуальных педагогических проблем: педагогики и психологии профессионально-технического образования; истории образования в Мордовском крае; образования и педагогической мысли Российского Зарубежья.

Важную роль в развитии кафедры сыграли и играют научные конференции. Подавляющее большинство из них носили статус всероссийских и международных, проводились при участии и поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Правительства Республики Мордовия.

Кафедра не утратила свои позиции после ухода из жизни Е.Г. Осовского (2004 г.), более того ощущает и будет ощущать порожденные Ефимом Григорьевичем необходимость присутствия всегда профессионального патриотизма и оптимизма, высокого уровня организации научной и образовательной деятельности, постоянного творческого поиска как залога роста коллектива. Системному решению этих и других задач способствовало вновь объединение кафедр общей педагогики и научных основ образования - в кафедру педагогики - в сентябре 2004 года. Сегодня кафедра продолжает совершенствовать и наращивать потенциал и содержание деятельности, заложенные в предыдущие годы:

    Саранск - столица Республики Мордовия